Лекция 1
Введение. История
(Домашнее задание присылать ЛС)
Только что прозвенел звонок, и кабинет заполняли галдящие ученики. Молодая преподавательница подняла голову от бумаг и оглядела класс своих новых учеников. В кабинете были ученики всех факультетов, так что сложно было выделить к какому факультету, принадлежит основная масса. Девушка встала из-за стола и обратилась к ребятам:
- Здравствуйте! Я Пэнси Паркинсон. Я ваш новый преподаватель по искусству Фэн-шуя. Итак, начнем. Кто из вас знает, что такое Фэн-шуй и что оно изучает?
После вопроса учителя в кабинете на мгновение повисла тишина, после чего все ученики заговорили, стремясь ответить на вопрос:
- Боевое искусство! - кричал Гриффиндорец.
- Фэн-шуй это разновидность дизайна! – вторила ему Слизеринка
Выслушав самые распространенные, и от этого наиболее громко выкрикиваемые варианты, китаянка с улыбкой решила дать правильный ответ:
- К сожалению, ни один из вас не приблизился к истине. Фэн-шуй, так же его можно называть «кунь юй» или геомантия, в дословном переводе с китайского означает «вода и ветер», это искусство, которое основано на принципах взаимосвязи человека и окружающей среды для планирования собственной судьбы.
При помощи геомантии мастера Фэн-шуй могут управлять жизненными обстоятельствами, как для собственного блага, так и в помощь другим людям. Своей целью Фэн-шуй ставит достижение гармоничного существования между людьми и окружающим их миром. Вследствие достижения этой цели человек обретает успех, счастье и благополучие. Подробнее о методах геомантии мы поговорим на следующих лекциях.
А сейчас я расскажу вам об истории этого более чем древнего искусства. Его возраст приравнивается более чем к трем тысячелетиям, а зарождение произошло в Древнем Китае в эпоху формирования китайской цивилизации. Основателем учения считается Цинь Няо-цзи, один из придворных Желтого императора, который около 2600 года до н. э. был правителем объединенных земель в северной части Китая. Цинь Няо-цзи был автором трех работ по геомантии, ни одна из которых, к сожалению, не сохранилась до наших дней. В то время искусство Фэн-шуй существовало, только как простейшая теория о расположении гробниц и жилых построек, и на практике было доступно толь представителям высшего сословия. Один из последователей Цинь Няо-цзи Го Пу написал работы по геомантии, датированные приблизительно 276-324 г. н. э. Их тематика посвящена искусству и правилам захоронения. Примечателен тот факт, что в своих исследованиях он оперирует не только научными понятиями, но и понятиями, которые базируются на существовании неких сверхъестественных сил, наличие которых он допускал в природе. Это первые работы по геомантии, сохранившиеся до нашего времени, и сегодня за его заслуги его ставят в ряд основателей кунь юй.
Период расцвета геомантии приходится на время правления династии Тан (617 – 907 годы нашей эры) и длится около 600 лет, заканчиваясь вместе с правлением династии Сун (960 – 1179 годы нашей эры). В эти же года происходит раскол в учении на две школы: формальную и компасную. Первая выбрала своей основой топографию и элементы окружающей среды, придавая самое важное значение форме, размеру и скорости движения тех или иных природных явлений (высота и форма гор, скорость движения водяного потока в реке, форма ее русла и.т.д.). При этом, уделяя много внимания энергии ци, о которой я расскажу на следующей нашей лекции, в ее естественных, природных формах, рассматриваемых последователями этой школы, как хранилища энергии. Вторая школа опирается на расположение зданий и считает своей основой гармонию между жилой постройкой, человеком, живущей в ней и окружающей средой. При этом последователи школы направлений исходят из неких предсказательных принципах, беря во внимание год рождения человека, который проживает в данном жилище. Я привела лишь основные различия между этими школами, вашим вторым пунктом домашнего задания будет изложить оставшиеся. Основателем формальной школы или школы мест считается Ян ЮньСун, советник при дворе династии Тан. Теоретические работы Яна ЮньСуна оказали на развитие геомантии огромное влияние, которое прослеживается вплоть до современности. Основатель школы мест был не только известным ученым, но и человеком, любимым и почитаемым простым народом. Во время своих странствий по провинциям Китая Ян ЮньСун оказывал помощь многим людям, используя искусство Фэн-шуй. «Мастер, спасающий от бедности», - так называли люди этого человека. Он был родом из провинции Цзянси. Это послужило образованию второго названия формальной школы Цзянсийскя, а компасной или школе направлений дали название Фуцзяньской по названию места рождения её основателей Ван Цзи и Цай Юаньдинь. В это время Фэн-шуй становится доступным всем слоям населения.
В последующий период возникает застой в образовании новых идей и теорий, но широко пропагандируются теории прошлых лет, он начинается при правлении династии Юань (1270 – 1368 годы), длиться около 600 лет и заканчивается последними годами правления династии Цинн (1644 – 1911 годы). Единственным прорывом становится теория Му Цзянцзэня, суть которой в том, что благоприятность отдельных мест и удачливость каждого человека изменяется вместе со временем. Однако, несмотря на отсутствие развития именно в это время геомантия приобрела особенную популярность. Не было практически ни одного представителя императорской династии, который бы не руководился принципами Фэн-шуй не только при выборе места для постройки будущего дворца, планировании комнат внутри постройки, подбора и расположения предметов обстановки, но и при выборе мест будущих захоронений. Интереснейшими, ярчайшими примерами искусства Фэн-шуй являются сохранившиеся до нашего времени минские гробницы – могилы тринадцати императоров династии Мин неподалеку от Пекина, мавзолей Сунь Ятсена возле Нанкина, мавзолей Чан Кайши в Тайбэе.
После эпохи застоя приходит период упадка, который вызван восстанием тайпинов, интервенцией восьми союзных держав, революцией 1911 года, Второй Мировой войной. Не последнее значение имела «культурная революция» и внутренняя борьба между националистами и сторонниками коммунизма. Естественно, что во время вооруженных действий произошел упадок интереса к Фэн-шую. В 1949 году, после образования Китайской Народной Республики, геомантия подверглась официальному запрету со стороны государства. Правительство объясняло это тем, что древнее искусство затуманивает сознание народа, но запрет не смог снизить возрастающую популярность Фэн-шуя. Интересен тот факт, что Мао Цзэдун, «Великий Кормчий», запрещавший геомантию, сам активно использовал её при обустройстве своего быта.
В 1980 годах, когда Китай стал выходить на мировой рынок, искусство Фэн-шуй стало обретать второе дыхание, вызванное повышением интереса Европы к Восточной культуре, демократизацией общества, свободой слова, которую получили китайские ученые. Сегодня, Фэн-шуй достиг той же, а может быть даже и большей, популярности, что была у него в период 1270-1911 годов. В последнее время в Фэн-шуе появилось множество течений и направлений, но, несмотря на различность методов, цель остается одна: достигнуть гармонии между человеком и окружающим его миром.
Тут прозвенел звонок, и весь класс в едином порыве двинулся к двери. У преподавательницы на лице проступила, понимающая улыбка, но, тем не менее, она взмахом руки закрыла дверь и произнесла:
- Мне очень приятно, что вы посетили мою первую лекцию, но я не могу отпустить вас без домашнего здания.
Взмах волшебной палочкой и на доске появилось домашнее задание:
1. Что такое Фэн-шуй? И для чего он используется?
2. Второй вопрос вы найдете в лекции.
3. В истории геомантии выделяется несколько периодов. Найдите их в лекции и расскажите о каждом. Именно расскажите, а не скопируйте лекцию. Минимум по пять строчек о каждом периоде.
Дополнительное задание (не является обязательным): Какие направления в Фэн-шуй существуют на сегодняшний день?
Сочинение: Фэн-шуй в моей жизни.
Доклад: Использование Фэн-шуя в повседневной жизни.